Что такое ПРОФСОЮЗ?
Профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально- экономических прав и интересов.
Две основные функции профсоюзных организаций:
- представление интересов работников в отношениях с работодателями;
- защита трудовых прав и законных интересов работников.
Что даёт нам профсоюз?
- стабильность трудовых отношений.
- приобщение к управлению учреждениями через соглашения и коллективные договоры.
- поддержку и развитие творческого и профессионального потенциала.
- консультации юристов. Защиту в суде. Консультации специалистов по охране труда и правовую помощь при несчастных случаях.
- организацию отдыха работников и их детей.
- организацию и проведение культурных мероприятий.
- материальную помощь работникам.
Основные полномочия профсоюзов закреплены в главе 2 Закона о профсоюзах. Данный закон предоставляет равные права всем профсоюзам.
Среди полномочий, которыми наделяет профсоюзы законодательство, можно выделить следующие:
- защита социально-трудовых прав работников, в том числе посредством обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;
- ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров или соглашений, контроль за их исполнением;
- контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде;
- получение информации от работодателя, органов государственной власти и местного самоуправления по социально-трудовым вопросам.
Полномочия профсоюза
Важной составляющей деятельности профсоюзов является участие в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени и т. д.
Для контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзам разрешено создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзные инспекторы труда беспрепятственно посещают организации, в которых работают члены данного профсоюза, независимо от форм собственности и подчиненности. Это мероприятие необходимо для проведения проверок соблюдения работодателями условий коллективного договора или соглашения.
О ПРАВЕ НА ТРУД В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЛИЦ,
ДОСТИГШИХ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Впервые основание расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в случае достижения работником пенсионного возраста при наличии права на полную пенсию по возрасту (статья 18–1, пункт 1–1 статья №№ КЗоТ РБ) было предусмотрено Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь 26.02.1988 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Республики Беларусь», принятым в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 04.02.1988 «О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой».
В соответствии со статьей 18–1 Кодекса законов о труде Республики Беларусь (далее – КзоТ) с работниками, достигшими пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющими право на полную пенсию наниматель мог: 1) сохранить трудовые отношения на неопределенный срок; 2) заключить по соглашению сторон срочный трудовой договор (до двух лет) с последующим его продлением или перезаключением в том же порядке; 3) расторгнуть договор в соответствии с пунктом 1–1 статьи 33 КЗоТ РБ.
Конституционный Суд, проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь, Кодекса законов о труде, законов «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении», международно-правовые акты, пришел к выводу, что положения статьи 18–1 и пункта 1–1 статьи 33 КЗоТ РБ не соответствуют Конституции и носят дискриминационный характер по отношению к социальной общности, какой являются лица, достигшие пенсионного возраста исходя из следующего. Согласно статье 2 Конституции человек является высшей ценностью общества и государства. В ней установлена взаимная ответственность гражданина и государства друг перед другом, включая ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. При этом мера ответственности не связывается с возрастом гражданина. Основной Закон, предоставляя всем равные права для осуществления любой деятельности (статья 13), исключает возможность дискриминации граждан во всех областях жизни, в том числе и в сфере труда.
Статья 14 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов, таким образом, не допускается какая-либо дискриминация. Указанные выше нормы КЗоТ также нарушают закрепленные в статье 22 Конституции принцип равенства всех перед законом.
Статья 41 Конституции гарантирует всем гражданам право на труд и обеспечивает им равенство при реализации этого права, содержит лишь такие критерии права на выбор работы, как призвание, способности, образование, профессиональная подготовка, общественные потребности и не допускает возможность дискриминации какой-либо категории лиц, в том числе по возрасту.
Республика Беларусь согласно статье 8 Конституции признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Закрепленное в пункте 1–1 статьи 33 КЗоТ основание расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в связи с достижением пенсионного возраста противоречит международно-правовым актам.
В статье 7 Всеобщей декларации прав человека провозглашено равенство всех людей перед законом и их право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей указанную Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. А в соответствии со статьей 23 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда.
Согласно статье 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован Республикой Беларусь 05.10. 1973) участвующие в нем государства признают право на труд, включая право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и должны предпринимать надлежащие шаги к обеспечению этого права. Статья 2 названного Пакта обязывает государства гарантировать осуществление провозглашенных прав без какой бы то ни было дискриминации.
Прекращение трудового договора по пункту 1–1 статьи 33 КЗоТ противоречило закрепленному в статье 2 Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» и Рекомендациям МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» принципу равенства возможностей в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой сфере.
Пункт 3 Рекомендации МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» предусматривает, что каждое государство должно принимать меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся в области труда и занятий. В соответствии с пунктом 5 этой Рекомендации пожилые трудящиеся без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими трудящимися, в частности, относительно доступа к работе по их выбору. В пункте 5 Рекомендации МОТ № 166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» также предусмотрено, что кроме оснований, указанных в статье Конвенции 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя», законным основанием для прекращения трудовых отношений не должен служить «возраст в зависимости от национальных законодательства и практики, касающихся выхода на пенсию».
Дискриминационный характер пункта 1–1 статьи 33 КЗоТ проявляется и в порядке расторжения трудового договора по указанному в нем основанию увольнения. В этом случае не требуется какого-либо обоснования увольнения. Трудовые отношения прекращаются по указанному основанию единолично нанимателем независимо от желания работника продолжить трудовую деятельность, его способностей, профессиональной пригодности, поведения, а также производственных причин. В случае увольнения по пункту 1–1 статьи 33 КЗоТ нарушается право на добровольный выход на пенсию, закрепленное в Рекомендации МОТ № 162 «О пожилых трудящихся» и в Законе «О пенсионном обеспечении». Установление названного основания увольнения означает фактическую легализацию принудительного выхода на пенсию. Нежелание многих лиц уходить на пенсию часто вызвано низким уровнем социального обеспечения.
Нормы КЗоТ регламентирующие расторжение трудового договора по инициативе нанимателя в связи с достижением работником пенсионного возраста, расходится с принятым 17.04.1992 Законом Республики Беларусь «О ветеранах».
В преамбуле Закона «О ветеранах» отмечено, что он «определяет правовой статус ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил, устанавливает круг лиц, пользующихся льготами, а также гарантии деятельности ветеранских организаций». Согласно статье 1 этого Закона одним из основных принципов, на которых строится государственная политика в отношении ветеранов, является создание необходимых условий для участия в общественно полезной деятельности, реализации права на труд без каких-либо ограничений, за исключением состояния здоровья. В соответствии с частью первой статьи 8 Закона ветераны, получая пенсию, вправе продолжать трудовую деятельность на предприятии, в организации, учреждении, где ранее работали, либо на другом предприятии независимо от формы собственности, а также заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, создавать предприятия любых форм хозяйствования. В части второй этой статьи предусмотрено, что ограничение трудовой, предпринимательской и другой общественно полезной деятельности ветеранов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Анализ указанных норм подтверждает, что эти ограничения не могут быть направлены на дискриминацию данной категории граждан по возрастному признаку.
Таким образом, нормы КЗоТ, предусматривающие возможность расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в связи с достижением работником пенсионного возраста, не соответствуют статьям 2, 13, 14, 22, 41 Конституции.
Конституционный Суд обратил внимание на то, что в Заключение Конституционного Суда 23.09.1994 «О соответствии Конституции Республики Беларусь норм Кодекса законов о труде, предусматривающих возможность расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста» речь шла о недопустимости по общему правилу расторжения трудового договора в связи с достижением работником пенсионного возраста и наличием права на полную пенсию по возрасту. Нормы специального закона, например, регулирующего отношения, возникающие в связи с государственной службой, могут иметь особенности и ограничения. В указанном законе ограничения компенсируются предоставлением государственному служащему определенных льгот и преимуществ по сравнению с регулированием прав других работников, касающихся продолжительности отпуска, выплаты выходного пособия при увольнении в повышенных размерах, льготного порядка исчисления размера пенсий и др.
В соответствии со статьей 14 Трудового кодекса Республики Беларусь дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.
Дискриминационные условия коллективных договоров, соглашений являются недействительными.
Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:
1) основанные на свойственных данной работе требованиях;
2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.
В соответствии с частью четвертой статьи 40 Трудового кодекса Республики Беларусь с работниками, достигшими пенсионного возраста, работающими на условиях трудового договора на неопределенный срок, наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
В соответствии с подпунктом 31.25 пункта 31 Отраслевого соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2013-2016 годы наниматель по просьбе работника в срок, согласованный ими, но не позднее десяти дней со дня подачи работником заявления досрочно расторгает контракт, срочный трудовой договор при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы: назначение пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии за особые заслуги перед республикой, социальные пенсии, пенсионный возраст.
Права и обязанности нанимателей в соответствии со статьями 20 и 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З
"О занятости населения Республики Беларусь"
Наниматели имеют право:
- принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
- получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
- обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.
Обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения (статья 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь")
Наниматели обязаны:
- участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
- не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников.;
- принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
- принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу;
- создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;
- создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
- письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);
- информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения;
- предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
- осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;
- перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину.
Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.
Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНА ПРОФСОЮЗА
6.1. Член Профсоюза имеет право:
- на защиту Профсоюзом его социальных, трудовых, профессиональных прав и интересов;
- пользоваться преимуществами и льготами в результате заключения Профсоюзом и его организациями коллективных договоров и соглашений;
получать помощь Профсоюза в защите своих трудовых, экономических, социальных прав и интересов, в том числе бесплатную юридическую помощь и помощь при прохождении медицинской экспертизы в случае утраты трудоспособности;
участвовать в деятельности Профсоюза, вносить предложения по совершенство- ванию нормативных правовых и иных актов, регулирующих гарантии в сфере социально-трудовых, профессиональных и других прав и интересов;
выдвигать инициативы по реализации целей и задач Профсоюза, вносить предложения в профсоюзные органы;
принимать участие в разработке, обсуждении и принятии решений, высказывать и отстаивать свое мнение, получать информацию о деятельности Профсоюза;
обращаться в профсоюзные органы с вопросами, относящимися к их компетенции, и получать ответ по существу своего обращения;
избирать и быть избранным делегатом на профсоюзные конференции и съезды, в выборные профсоюзные органы;
участвовать в заседании профсоюзного органа, на котором рассматривается его заявление или предложение, вопросы выполнения им уставных требований;
пользоваться средствами профсоюзных фондов в соответствии с иположениями, услугами кредитных союзов, других организаций в соответствии с их уставными документами;
получать материальную помощь и заёмные средства(если таковые имеются) в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим выборным коллегиальным профсоюзным органом с учетом профсоюзного стажа;
пользоваться оздоровительными, культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями Профсоюза на льготных условиях с учетом профсоюзного стажа;
добровольно выйти из Профсоюза на основании личного заявления.
6.2. Член Профсоюза обязан:
соблюдать Устав Профсоюза, выполнять решения профсоюзных органов;
выполнять обязанности, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями;
поддерживать деятельность Профсоюза, участвовать в работе первичной профсоюзной организации, выполнять возложенные на него профсоюзные обязанности и поручения;
состоять на учете в первичной профсоюзной организации по основному месту работы или по решению Президиума Саратовской городской организации Профсоюза–в другой первичной профсоюзной организации;
своевременно и в установленном размере уплачивать членские взносы;
проявлять солидарность и участвовать в коллективных действиях Профсоюза и его организаций;
участвовать в собрании первичной профсоюзной организации (профгруппы), а в случае избрания делегатом –в работе конференций, съезда Профсоюза;
способствовать росту авторитета Профсоюза, не допускать действий, наносящих вред Профсоюзу и его организациям.
6.3. Поощрение членов Профсоюза:
6.3.1. За активное участие в деятельности Профсоюза члены Профсоюза могут отмечаться следующими видами поощрений:
объявление благодарности;
премирование;
награждение ценным подарком;
награждение почетными грамотами и другими знаками отличия в Профсоюзе;
иные поощрения.
6.3.2. Члены
Профсоюза могут быть представлены в установленном порядке к награждению почетными грамотами и знаками отличия профсоюзных объединений (ассоциаций),к государственным и отраслевым наградам, присвоению почетных
званий.
6.4. Ответственность членов Профсоюза:
6.4.1.За невыполнение уставных обязанностей, а также за действия, наносящие вред авторитету и единству Профсоюза, к члену Профсоюза могут быть применены следующие меры общественного воздействия (взыскания):
выговор;
предупреждение об исключении из Профсоюза;
исключение из Профсоюза.
6.4.2.Исключение из Профсоюза применяется в случаях:
неуплаты членских взносов в порядке, установленном Профсоюзом, без уважительной причины в течение трех месяцев;
систематического неисполнения членом Профсоюза без уважительных причин обязанностей, возложенных на него настоящим Уставом, если ранее он был предупрежден об исключении из Профсоюза;
совершения действий, нанесших вред либо ущерб Профсоюзу или его организациям.
6.4.3.Решение о применении взыскания принимается собранием первичной организации Профсоюза, выборным коллегиальным органом первичной,
Президиумом Саратовской городской организации Профсоюза и Профсоюза в присутствии члена Профсоюза. В случае отказа члена Профсоюза присутствовать или неявки без уважительной причины, вопрос о применении меры общественного воздействия может рассматриваться в его отсутствие.
6.4.4.Решение о применении взыскания к члену Профсоюза считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих на собрании, заседании соответствующего выборного коллегиального профсоюзного органа при наличии кворума
Право на труд, гарантии и компенсации, предоставляемые молодым специалистам
Нормативные правовые акты, регулирующие трудовые права и обязанности молодых специалистов:
· Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс).
· Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании).
Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.06.2011 № 821 (далее – Положение).
Выпускникам (выпускник – лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования) место работы предоставляется путем распределения в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией.
Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, при выдаче документа об образовании выдается свидетельство о направлении на работу.
Выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направляются на работу.
Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны отработать сроки обязательной работы по распределению.
Срок обязательной работы по распределению два года устанавливается для лиц, получивших:
· среднее специальное образование, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, и лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования;
· высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
· высшее образование II ступени, если для получения высшего образования II ступени они были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование.
Срок обязательной работы по распределению один год устанавливается для лиц, получивших:
· профессионально-техническое образование, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
· среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;
· высшее образование II ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование, и лиц, которые для получения высшего образования II ступени были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета.
Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших послевузовское образование I ступени за счет средств республиканского бюджета, устанавливается два года, для выпускников, получивших послевузовское образование II ступени за счет средств республиканского бюджета, – один год.
Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, – не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, – не менее двух лет.
Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших послевузовское образование, высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), определяется соответствующими договорами.
В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.
Сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем.
Подпунктом 31.16 пункта 31 Отраслевого соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2013– 2016 годы установлено, что с молодыми специалистам контракты при приеме на работу могут быть заключены с их письменного согласия в пределах максимального срока действия на срок не менее срока обязательной работы по распределению и при направлении на работу.
В соответствии с соглашениями, коллективными договорами в учреждениях образования за счет фонда надбавок в контракты может быть включено повышение тарифных ставок (окладов) молодым специалистам, которые согласились работать на условиях контрактной формы найма.
Граждане, обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы, не могут быть зарегистрированы безработными.
Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).
Учреждения образования в течение сроков обязательной работы по распределению, установленных пунктом 3 статьи 83 Кодекса об образовании, осуществляют последующее распределение (перераспределение) выпускников в случае:
· отказа нанимателя в приеме на работу выпускнику, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, о подготовке специалиста (рабочего, служащего);
· невозможности предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией по окончании военной службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь при желании выпускника работать по распределению;
· перевода молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) с его согласия от одного нанимателя к другому (пункт 4 статьи 35 Трудового кодекса) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;
· отчисления из учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования) лица, принятого для получения образования более высокого уровня, который не отработал срок обязательной работы по распределению после получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования;
· расторжения с ними трудового договора в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса об образовании;
· возникновения у молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) обстоятельств, при которых место работы выпускнику предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 83 Кодекса об образовании;
· в иных случаях, определяемых Правительством Республики Беларусь.
Срок обязательной работы по перераспределению определяется сроком обязательной работы по распределению и уменьшается на время, отработанное выпускником по распределению.
Выпускники, работающие по перераспределению, являются в течение срока обязательной работы по перераспределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).
Выпускникам, которые перераспределены, выдается свидетельство о направлении на работу.
В случае, если государственное учреждение образования, государственная организация, реализующие образовательные программы послевузовского образования, государственный орган не предоставляют выпускнику место работы при распределении, перераспределении, направлении на работу и последующем направлении на работу, то выпускнику предоставляется право на самостоятельное трудоустройство, которое подтверждается справкой о самостоятельном трудоустройстве.
Обязанность по возмещению в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на условиях целевой подготовки, солидарно несет организация – заказчик кадров, если соответствующий договор будет расторгнут с нарушением порядка, устанавливаемого Правительством Республики Беларусь.
Выпускники, работающие по распределению (перераспределению), а также выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, приступившие к работе и не отработавшие установленный срок обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если они относятся к категории:
· детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, потерявших последнего из родителей в период получения соответствующего образования;
· детей – инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;
· лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;
· лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья;
· беременных женщин, матерей (отцов), имеющих ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о перераспределении, последующем направлении на работу, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту их жительства;
· мужа (жены), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, при невозможности предоставления им путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства и (или) работы жены (мужа);
· детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан", при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства родителей, мужа (жены) этих детей или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;
· лиц, имеющих льготы в соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий".
Выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если они:
· являются детьми-инвалидами в возрасте до восемнадцати лет, инвалидами I или II группы, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;
· имеют одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;
· имеют медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь молодым специалистам предоставляются гарантии и компенсации.
Денежная помощь выплачивается:
· молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
· молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждений образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании (пункт 25 Положения).
Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим), а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса об образовании, областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений (пункт 26 Положения).
В связи с переездом на работу в другую местность молодым специалистам предоставляются компенсации (подпункт 3.3 пункта 3 статьи 48, пункт 6 статьи 84 Кодекса об образовании).
Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются:
· стоимость проезда работника, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;
· расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большого количества имущества);
· суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;
· единовременное пособие на самого работника, выпускника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника (статья 96 Трудового кодекса).
Педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, которым место работы предоставлено путем распределения, направления на работу, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) устанавливаются ежемесячные доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда, установленной Советом Министров республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ежемесячные доплаты выплачиваются по основному месту работы пропорционально отработанному времени (объему выполненных работ), но не выше установленного размера (постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.01.2009 № 86 «О некоторых вопросах оплаты труда работников учреждений образования»).
Ежемесячные доплаты производятся в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, иных учреждениях образования при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ среднего специального образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Также предусмотрено повышение на 10% тарифных ставок (окладов) выпускникам, получившим высшее и среднее специальное образование и которым место работы предоставлено путем распределения, направления на работу в бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) (постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.09.2010 № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»).
Указом Президента Республики Беларусь 14.06.2007 № 273 «О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов» молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета, установлены повышения тарифных ставок (окладов) на 50%. Эти повышения осуществляются по основному месту работы молодого специалиста в течение двух лет с момента заключения с ним трудового договора (контракта).
Выпускникам Белорусского государственного университета, завершивших обучение с отличием и присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра и работающих по распределению в бюджетных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций , в течение первых 5 лет работы на 10% повышаются тарифные ставки (оклады) (Указ Президента Республики Беларусь 20.11.1996 № 477 «О социальной поддержке работников и выпускников Белорусского государственного университета»).
Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь 12.06.1997 № 698 «О мерах по обновлению и развитию материально-технической базы и социальной поддержке работников и выпускников учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени максима Танка», 17.01.1997 № 6 «О социальной поддержке работников и выпускников Белорусского национального технического университета», 17.04.1997 № 347 «О мерах по обновлению и развитию материально-технической базы и социальной поддержке работников и выпускников учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» выпускникам этих учреждений, завершивших обучение с отличием и присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, а также которым присвоена степень магистра, и работающих по распределению в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, предусмотрены повышения на 10% тарифных ставок (окладов).
Советуем молодым специалистам при оформлении на работу внимательно ознакомиться с трудовым договором (контрактом), приказом о приеме на работу, должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и если возникнут вопросы, обратиться в профсоюзный комитет учреждения образования, в котором ему окажут помощь и содействие. Телефоны вышестоящих профсоюзных органов в каждом учреждении образования находятся на стенде «Профсоюзный уголок».