Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Дата: 13 октября 2017 в 15:36, Обновлено 5 октября 2023 в 11:35

Инновационный проект «Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Разработчики проекта: Лебедь Анатолий Вацлавович, директор государственного учреждения образования «Елковская средняя школа» тел.: 8(01564)32556, +375299372445,  еlka_shk@bk.ru

Научное сопровождение проекта:

Осипов Алексей Иванович,

профессор кафедры философиии учреждения образования «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси», доктор философских наук, профессор;

Финькевич Людмила Владимировна,

доцент кафедры психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Лазуко Борис Андреевич, заведующий отделом древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси, кандидат искусствоведения, доцент;

Бройко Александр Васильевич,

директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой»

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности

ГУО «Средняя школа № 3 г. Белоозерска» Брестской области

ГУО «Гимназия № 2 г. Пинска» Брестской области

ГУО «Средняя школа № 10 г. Витебска»

ГУО «Сенненская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Витебской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Орши» Витебской области

ГУО «Средняя школа № 18 г. Барани» Витебской области

ГУО «Лешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад  средняя школа» Березинского района Минской области

ГУО «Вилейская гимназия № 2» Минской области

ГУО «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад  средняя школа» Воложинского района Минской области

ГУО «Гимназия № 1 г. Жодино» Минской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад  средняя школа д. Старое Село» Минского района Минской области

ГУО «Средняя школа № 6 г. Слуцка» Минской области

ГУО «Озерская средняя школа» Узденского района Минской области

ГУО «Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф.П.Гааза»

ГУО «Средняя школа № 41 г. Гомеля»

ГУО «Средняя школа № 9 г. Светлогорска» Гомельской области

ГУО «Ельская районная гимназия» Гомельской области

ГУО «Средняя школа № 54 г. Гомеля»

ГУО «Средняя школа № 8 г. Гомеля»

ГУО «Гимназия г. Хойники» Гомельской области

ГУО "Ясли-сад № 32 г.Гомеля"

УО "Гомельский государственный педагогический колледж им. Л.С.Выготского"

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад – средняя школа» Ивьевского района Гродненской области

ГУО «Турецкий учебно-педагогический комплекс детский сад  средняя школа» Кореличского района Гродненской области

ГУО «Учебно-педагогический комплекс Добровольский детский сад  средняя школа» Свислочского района Гродненской области

Учреждение образования «Жировичский государственный аграрно-технический колледж» Слонимского района Гродненской области

ГУО «Жировичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

ГУО «Понемуньский детский дом г. Гродно»

ГУО «Гезгаловская средняя школа» Дятловского района Гродненской области

ГУО «Песковский учебно-педагогический комплекс детский сад  средняя школа» Мостовского района Гродненской области

ГУО «Гудевичская средняя школа» Мостовского района Гродненской области

ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка» Гродненской области

ГУО «Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад  средняя школа» Волковысского района Гродненской области

Волковысский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Гродненской области

Государственное учреждение образования «Минойтовская средняя школа» Лидского района Гродненской области

Государственное учреждение образования «Можейковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Лидского района Гродненской области

Государственное  учреждение образования «Ясли – сад № 3 г. Мосты» Гродненской области

Государственное  учреждение образования «Елковская средняя школа» Зельвенского района Гродненской области

Государственное учреждение образования «Райцевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Кореличского района Гродненской области

Государственное учреждение образования «Подоросский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Волковысского района Гродненской области

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г. Слонима» Гродненской области

Государственное учреждение образования «Мижевичская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

Государственное учреждение образования «Сеньковщинская средняя школа Слонимского района» Гродненской области

Государственное учреждение образования «Дубненская средняя школа» Мостовского района Гродненской области

Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект: ул.Ленина 42, аг. Елка, Зельвенский район,  Гродненская область, 231946, тел.: 8(01564)32556, e-mail: еlka_shk@bk.ru

Актуальность инновационного проекта

Стратегия развития образования в Республике Беларусь среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации и поликультурной компетентности обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности обучающихся, формирование гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию белорусского народа.

«Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности» [А.Г.Лукашенко]. 

Миграция (переселение) населения происходит во всем мире и в нашей стране. Становится смешанным национальный состав многих народов. Появляются смешанные семьи, в которых родители разных национальностей, рас, верований.  Социальная стабильность в условиях многонационального государства зависит от уровня поликультурного воспитания людей, способных с уважением воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание в учреждениях  образования – сравнительно новое направление педагогической деятельности. Перед современным образованием стоит задача создания таких педагогических условий, при которых будут учитываться особые потребности обучающихся разной этнической и культурной принадлежности. Согласно Г. М. Коджаспировой, поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных этнических и национальных меньшинств [22].

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

–   семейное воспитание 

– социальное воспитание, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме

- духовно-нравственное воспитание. 

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (духовно-нравственное воспитание);

– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях. 

Три названных типа воспитания находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и дополняют друг друга. При этом, ключевым, интегрирующим аспектом выступает духовно-нравственное воспитание, которое пронизывает, наполняя нравственным смыслом, как семейное, так и общественное воспитание. Нарушение целостности единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности, формированию отклоняющихся форм поведения.

В нашем проекте предпринята попытка внедрения модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся на ранних этапах онтогенеза, в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Это в полной мере соответствует нормативно-правовым положениям Кодекса об образовании РБ, Учебным программам дошкольного и школьного образования РБ, другим правовым государственным актам [21; 33]. Осмысление значения православия для истории образования, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современном обществе, сделали возможным вывод о наличии и признаках системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования.  Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение проблемы оптимизации процессов этнической социализации   и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в контексте возможностей духовно-нравственного воспитания.

 Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, формирования системы ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов поведения личности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации воспитанников и учащихся.

На основе аналитической информации по реализации предыдущих инновационных проектов можно выявить следующие противоречия:

- между процессами расширяющегося этнокультурного педагогического взаимодействия субъектов образования и отсутствием технологического обеспечения этого процесса в современных учреждениях образования;

- между потребностями в педагогических кадрах с высокой этнокультурной компетентностью, способных эффективно осуществлять педагогический процесс в поликультурном пространстве учреждения образования и низким уровнем готовности педагогов к работе по этнической социализации обучающихся.

Учреждения образования имеют широкие возможности для приобщения обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям белорусского народа. Для реализации проекта в учреждении образования имеется следующая база:

- школьный этнографический музей, в котором имеется 144 экспоната. Музей имеет 4 экспозиции. В рамках работы музея наши учащиеся знакомятся с творчеством белорусского народа.

- тесное сотрудничество с уникальным памятником архитектуры и культуры 15 столетия, церковью-крепостью св. Архангела Михаила д.Сынковичи;

- опыт работы в данном направлении, так как в 2005-2010 годах на базе УО реализовывался проект «Этнашкола «Панямонне»;

- тесное взаимодействие по вопросам патриотического, гражданского и морального воспитания с социальными партнерами (ДЦРР аг. Елка, СПК «Сынковичи», ф/х «Верес», Сынковичский сельисполком, ООКДД аг. Елка)

В ходе инновационной деятельности педагогический коллектив и администрация школы планирует:

через тесную взаимосвязь учащихся школы с социумом,  изучение и использование народных и православных традиций белорусского этноса, организацию факультативных занятий в 1-4 классах “Основы православной культуры”,  в 10-11 классах «Христианские ценности и художественная культура (православные традиции)», Объединение по интересам «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» повысить уровень национального самосознания учащихся школы.

Исходя из вышеизложенного, проблема инновационного проекта состоит в определении сущности и специфики этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, выявлении организационно-педагогических условий и средств, обеспечивающих ее эффективность.

Недостаточная разработанность проблемы и её актуальность определили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности личности  обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

         Новизна работы состоит в анализе и обобщении накопленного опыта в патриотическом воспитании предшествующих поколений; разработке образовательных ситуаций, педагогических методов, форм социального партнёрства и влияния по возрождению и использованию национальных традиций в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся.  

Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду учреждений образования этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации  и поликультурной компетентности личности. Ядром модели выступает сотрудничество всех институтов и агентов социализации личности в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах организации образовательного процесса. Обязательным условием внедрения модели видится развитие внутренней мотивации, инициативности, просоциальной активности всех субъектов образовательного процесса.  Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности  обучающихся.

Внедрение модели основывается на деятельностном подходе, культурно-исторической концепции развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). В качестве продуктивных технологий этнической социализации и поликультурного воспитания обучающихся выделяются: обучение в сотрудничестве, методы «Образовательная ситуация», «Образовательное событие», метод проектов, технология «мозаичный класс» и др.

Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте, образовательных ситуациях. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.

Срок реализации: 2021-2024 

 Презентация книги "Сынковічы. Вернасць і вера"

   

 Встреча "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей"

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.