Буллинг: что это и как защитить ребенка
Как понять, что ребенок подвержен травле
- появилась повышенная тревожность: ребенок вздрагивает от звонка в дверь или от сигнала мессенджера, нервничает, переживает;
- часто пропадают или портятся вещи, а ребенок не может объяснить, как это получается;
- появляются оскорбительные записи в вещах или на странице соцсетей ребенка;
- ребенок отказывается идти в школу, пропускает уроки, но не может объяснить причину либо - объяснения неправдоподобны;
- стал замкнутым;
- наблюдается потеря аппетита, нарушение сна, эмоциональные всплески, агрессивность.
Некоторые пункты не свидетельствуют напрямую о буллинге, но являются поводом обратить внимание на ребенка.
«Нам просто было весело»
Дарья была буллером в школьном возрасте и сейчас чувствует свою вину перед одноклассницей, которую они «травили».
– Это было в 7-м или 8-м классе. Сейчас я уже и не помню, почему вообще возникла неприязнь к этой девочке. Вроде бы она просто не нравилась кому-то из нашей «тусовки».
Мы не здоровались с этой девочкой, когда она заходила в класс, подговаривали других, чтобы они с ней не общались, высмеивали ее на уроках, как бы случайно толкали, встречая в школьном коридоре. Нам от этих действий просто было весело.
Безусловно, учителя все это видели, но все, что они делали, сводилось к фразе «Девочки, перестаньте!». Один раз со мной разговаривал классный руководитель и сказал, что мы поступаем мерзко. Но нас это не остановило. Наоборот.
Лишь в старших классах нам стало это неинтересно. Задевать эту девочку мы перестали, но нормально общаться так и не начали.
Ни одна из нас не попросила у нее прощения за издевательства. Сейчас я понимаю, что, если вдруг мы когда-нибудь встретимся, я обязательно это сделаю.
Чаще подвергаются дети 11–15 лет
По словам Екатерины Кипель, психолога Центра «Имаго», рано или поздно с буллингом сталкивается каждый из нас: в качестве жертвы, обидчика или свидетеля.
Причины возникновения травли могут быть самые разные, но в первую очередь это следствие унижений, насилия в семье, отсутствие доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны взрослых, особенно родителей.
– Буллерами (агрессорами) часто становятся дети с задатками лидера, из хороших семей, но с «неблагополучием» в нравственной сфере, в развитии эмоционального интеллекта, с повышенной физической активностью и большими претензиями к миру, – говорит психолог.
В образовательной среде агрессии со стороны сверстников чаще всего подвергаются дети в возрасте 11–15 лет. Для младшего возраста еще важен авторитет взрослых, а драться и обижать кого-то – нехорошо. Подростки старше 15–16 лет уже лучше умеют управлять своими эмоциями и могут постоять за себя.
Если ребенок стал жертвой
Екатерина Кипель советует отнестись к этому серьезно и не вешать на ребенка ответственность, не говорить: «Справляйся сам». Он должен знать, что ему есть к кому прийти за советом, что его не оттолкнут и обязательно помогут.
– Вмешательство взрослых обязательно. Причем сработать должно с первого раза, иначе травля продолжится с большей силой, – отмечает психолог.
Самый эффективный способ – собрать все стороны: представителя школы (учителя, директора или школьного психолога), обидчиков и их родителей и самим прийти на этот разговор с ребенком. Заранее разберитесь во всем, что случилось – так будет проще доказать родителям обидчиков вину их детей и заставить принять меры.
то не сработает, следующий шаг – административные меры: перевод в другой класс, привлечение социальных служб. Будьте твердыми в своей позиции – настаивайте на организации безопасной среды для своего ребенка.
В случае недейственности административных мер обращайтесь в милицию.
Как говорить с ребенком о буллинге
Если вы услышали какую-то историю, когда травля стала причиной ЧП, спросите у ребенка, слышал ли он о ней, узнайте его мнение о случившемся, как бы он поступил в подобной ситуации. Это даст ребенку готовый сценарий поведения, которым он воспользуется в случае необходимости.
Еще один из способов — совместный просмотр фильмов соответствующей тематики. Во время просмотра ребенок может провести параллель с происходящим с ним в его классе, увидеть свою ситуацию.
сок фильмов
«Кэрри» (1976)
«Чучело» (1983)
«Сердце Америки» (2002)
«Пиф-паф, ты мертв» (2002)
«Класс» (2017)
«13 причин почему» (2017)